
Разделы |
|
Статьи на нашем сайте |
|
|
|
|
Архитектурное освещение и подсветка тентовых сооружений
Современный общественный ритм жизни предъявляет все
новые и новые повышенные требования к приемам архитектурного
выражения и выделения строительных объектов на фоне общей
застройки. Переход к информационно-переполненному укладу
общественной жизни и появление новых технологических решений
заставляет архитекторов искать способы наделит проекты максимально полным арсеналом средств для эффективной эксплуатации объекта.
|
Выделяя светом, наделяя
смыслом 
|
Круглосуточное использование, визуальный комфорт, узнаваемость образа – это актуальные условия эксплуатации общественных объектов, вокруг и внутри которых течет вечерняя и ночная жизнь. За выполнение этих условий частично, но во многом отвечает архитектурное освещение объекта.
Поскольку понятие «Архитектурное освещение» очень широкое,
и далее под термином «освещение» в данной статье мы будем понимать именно наружнее и/или внутреннее архитектурное освещение объекта и не будем затрагивать необъятные технические сферы, относящиеся к функциональному рабочему освещению строительных объектов.
В качестве объектов будут рассматриваться только объекты тентовой архитектуры и сооружения, имеющие тентовую кровлю или иные тентовые элементы конструкции.
К таким объектам относятся сложные мембранные конструкции, более простые тентовые шатры, тентовые павильоны, тентовые дачные беседки, садовые навесы, тентовые конструкции летних кафе и ресторанов, тентовые входные порталы, архитектурные тентовые
инсталляции, велариумы, балконные тентовые навесы и также интерьерные перетяжки.
|
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЯ = ЭФФЕКТНОСТЬ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА
Эффективность внешнего архитектурного освещения в данном контексте может выражаться и прямым коммерческим результатом, например, для развлекательных комплексов и торговых центров – в плане притока посетителей, и имиджевым значением для зданий государственных учреждений, офисных центров, центров образования и медицины.
А поскольку тентовые сооружения являются эффектными архитектурными объектами сами по себе, благодаря своей необычной форме и определенным особенностям, применение на них архитектурной подсветки дает в руки архитектора и дизайнера мощный инструмент, работающий в рекламных целях, формирующих у наблюдателя яркий энергетический образ. И таким инструментом необходимо разумно пользоваться, особенно в условиях комплексной городской застройки и единого архитектурного замысла.
В отличие от архитектурной подсветки обычных зданий из стекла и бетона, а также ландшафтного освещения, в области подсветки тентовой архитектуры присутствуют нюансы и аспекты, зная которые, дизайнер или архитектор имеет возможность воплотить решение с очень эффектными световыми свойствами.
|
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБЩЕЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДСВЕТКИ
Общий закон человеческой природы – чем больше света, тем уверенней чувствует себя человек, тем проще он ориентируется в пространстве, тем комфортнее он себя ощущает.
Применение архитектурной подсветки для тентовых сооружений может
задаваться двумя различными стратегиями создания визуального образа в вечернее и ночное время:

|

|
Воссоздание узнаваемого дневного образа тентовой конструкции – когда
конструкция засвечивается
равномерным светом, без
выделения какой-либо ее
части или элемента, при этом
не нарушаются пропорции
восприятия. Такое
направление подходит для
тентовых конструкций и
навесов, которые выполняют
больше функциональную и
второстепенную функции,
например, тентовый навес
крыльца парадного входа в
офисный центр или навес над
парковкой. В данном случае,
логично предположить, что
вечерние и ночные посещения
таких объектов не относятся
к основному профилю
эксплуатации и работы
сооружения. |
Создание нового, ночного фееричного, необычного образа, отличного от спокойного дневного – ошеломляющего контробраза тентового сооружения – когда тентовая конструкция полностью преображается «в полночь» и превращается в центр притяжения для наблюдателя и потенциального посетителя. Такая стратегия будет успешна, когда есть особый смысл в ином ночном представлении тентового сооружения или когда объект должен работать ночью. При этом тентовая конструкция должна хорошо просматриваться с удаленной позиции массового наблюдателя. |
|
ОСОБЕННОСТИ СООРУЖЕНИЙ ТЕНТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПЛАНЕ ПРИМЕНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДСВЕТКИ
Необычная форма сооружений,
отсутствие острых и прямых
граней на поверхности
тентовой кровли |

|
Градиентные плавные переходы света в
тень, как следствие
необычной формы и
характеристик материала
тентового покрытия |

|
Значительная светопропускная
способность тентового
материала, удобно при
размещении светильника за
материалом. Рассеивающая
способность материала,
разглаживающая световой
поток |

|
Архитектурная форма каркаса в целом, его графика, и
форма отдельных его
элементов. В данном примере,
массивная колоннада
разваленных стоек удачно
гармонизирована их белым
цветом, что создает ощущение
фундаментальности тентовой
конструкции, как это ни
парадоксально |

|
Отражающая способность тентового материала, близкая к
значениям материалов для
изготовления рулонных
экранов для проецирования
изображения |

|
Особенности кроя тентового полотна кровли сооружения,
позволяющие усилить
уникальный образ восприятия
объема и формы тентовой
конструкции. В данном
примере, подсвеченный
лепестковый крой зонтиков
удачно сочетается со схемой
их каркаса |

|
Пылеобразование на тентовой
кровле - как важный аспект
размещения светильников –
знание мест скопления пыли и
грязи, которые могут
испортить общее впечатление
от принятого решения
архитектурной подсветки
тентового сооружения |
 |
Особенности
водосброса с кровли тентовой
конструкции - как
производная от предыдущего
аспекта и в плане подсветки
струй воды, и в плане
безопасности размещения
светильников в дали от
сходящих с кровли дождевых
потоков |
 |
|
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБЩЕЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДСВЕТКИ
Основные приемы подсветки для тентовых конструкций те же, что и для зданий из стекла, кирпича и бетона:
Общая заливка на просвет |

|
Общая заливка на отражение |

|
Подсветка отдельных
элементов |

|
|
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДСВЕТКИ ТЕНТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ:

-
Реклама и привлечение внимания
к сооружению
-
Раскрытие глубинного архитектурного замысла и проявление аналогии
-
Игры с восприятием объема и формы тентовой конструкции: увеличение, уменьшение или искажение пропорций
-
Задание ориентира на местности, локальная подсветка
-
Создание праздничной атмосферы у наблюдателя и посетителя
|
ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДСВЕТКИ ТЕНТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
Архитектурную подсветку тентового сооружения необходимо гармонично соотносить с проектом архитектурного фасадного освещения основного здания и дизайном ландшафтного освещения. Только тогда, когда все работает на общую идею, мы будем чувствовать общую гармонию и глубину архитекторского замысла.
К параметрам элементов архитектурного освещения и подсветки – светильникам, прожекторам – относятся мощность, цветовая гамма, угол засветки и в дополнение форма светового объекта, например, световая трубка, гирлянда или шар.
Равномерная заливка |

|
Лучевая, конусная или
круговая графика |

|
Теневая графика |

|
Смена цветовой схемы |
 
|
|
НЕОБХОДИМЫЕ УЛОВИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДСВЕТКИ ДЛЯ ТЕНТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

-
Простота конструкции, установки и обслуживания
светильников.
-
Малое энергопотребление источника света в применении к штатным светильникам. В отличие от мощных прожекторов, задача которых образование мощнейшего светового столба, видимого за десятки километров.
-
Автономность работы системы архитектурной подсветки и освещения. Тентовая конструкция, наделенная подобной системой, должна быть самодостаточной и задавать свой четкий ритм сменой своего вида.
-
Безопасность конструкции и расположения светильников подсветки. Их соответствие нормам противопожарной и электрической безопасности.
-
Правильное расстояние
размещения относительно тента кровли и элементов каркаса тентовой конструкции.
-
Эффектность и красота светового потока, внешнего вида самого светильника.
Федор Надежный.
|
|
 |